Не попасться на крючок!
Не попасться на крючок!
Мошеннические действия могут совершаться различными способами.
В одних случаях — по звонку от имени руководителя, в других — через поддельный аккаунт в социальных сетях.
Вот типичная схема. «Преступники воспользовались фотографией руководителя из числа высшего звена ГК «Уральская Сталь» и обратились к одному из сотрудников предприятия с требованием ответить на сообщение «представителя» контрольно-надзорного органа. При общении с мошенником работник предприятия под угрозой привлечения к ответственности оформил кредиты и перевёл им денежные средства. Сотрудник, поняв, что попал на «уловку» злоумышленников, сразу обратился в службу безопасности АО «ЗТЗ», которая помогла сотруднику обратиться в органы полиции и с соответствующими
заявлениями в банки.
В другом случае мошенники позвонили одному из работников завода, представились сотрудниками оператора сотовой связи и сообщили, что заканчивается срок действия договора по обслуживанию сим-карты абонента. Работнику завода было предложено передать мошенникам пароль доступа к порталу госуслуг для автоматического продления договора. Сотрудник передал мнимым специалистам оператора сотовой связи пароль к порталу госуслуг. Опомнившись, обратился за помощью к сотрудникам службы безопасности завода. Были изменены коды доступа к банковским приложениям, картам и порталу госуслуг.
Мошенники стали часто использовать возможности искусственного интеллекта и в своей преступной деятельности используют так называемые дипфейки — подделки изображения лица и голоса различных людей. В качестве примера можно привести случай, когда одному из руководителей АО «ЗТЗ» в мессенджере поступило видеосообщение от якобы управляющего директора со схожим изображением и голосом. В сообщении потребовали ответить на звонки контрольных организаций. Руководитель структурного подразделения, поверив, вступил в переписку с мошенниками, но бдительные коллеги по работе, усомнившись в подлинности происходящего, немедленно сообщили в службу безопасности и непосредственно управляющему директору. Благодаря сотрудникам службы безопасности завладеть значимой информацией о предприятии и заполучить добычу в виде денежных средств не получилось», — рассказывает Денис Елизаров.
Как не попасться на уловки мошенников?
Даже если звонок или сообщение поступили от руководителя, не стоит безоговорочно верить. Перезвоните руководителю либо возьмите время на «подумать». Официальные представители организаций не будут вызнавать информацию личного характера по телефону.
«Запомните, никому, никогда и ни при каких обстоятельствах не передавайте свои персональные данные и не сообщайте пароли, пришедшие в СМС и пуш-уведомлениях. При поступлении подозрительного сообщения или звонка пометьте его как «спам» и заблокируйте», — говорит руководитель.
Служба безопасности предприятия на постоянной основе через внутренние социальные сети распространяет информацию о проявлении бдительности работников, о мошеннических действиях злоумышленников, а также о новых формах телефонного мошенничества. Проводятся встречи с работниками и руководителями предприятия, где доводится подобная информация. Если вы попали в подобную ситуацию, необходимо обратиться за помощью в службу безопасности предприятия, где подскажут, как поступить в каждом конкретном случае.
Будьте бдительны и внимательны!